Воспоминания Маначинского Владимира Петровича с
Маначиновки
Автора этих воспоминаний Маначинского Владимира Петровича с Маначиновки уже нет среди живих. Он
любил свой род, своё село. И эта искренняя любов выливаеться с каждой строчки,
написанной его рукой. Прочтя эти чудесне интересные воспоминания, мы, ещё раз
убеждаемсяв том, как важно уберечь пам'ять о своїм роде, передать в наследие
детям и внукам то, что вы знаете, что пережили сами. История пишется не только
летописцами. Её творцом есть каждый из нас…
Маначиновка Шишакского района Полтавской области
расположена возле опошнянской дороги, что идёт по водоразделу, тоесть нет
глубоких балок , оврагов. Одна сторона дороги – это водосток к р.Псёл
(с.Куйбишево, с.Маначиновка, с.Михайлики, с.Харенки, с.Порскалевка), другой –
до Говтвы (с.Ковердина Балка, с.Гребиняки, с.Багреское, с.Жоржавка).
Маначиновка – древнее поселение с названием неизвестного происхождения. На его территории, по рассказах, действовал женский монастырь. Расположение монастыря неизвесно. Был в давности поташный завод где вырабатывали поташ, а возможно и порох. На территории усадьб односельчан находили большую массу пепла. Это подтверждает древние пересказы о производстве поташу с груш и другого дерева. При царе часть Маначиновки (Чернеча, Волыкы) пренадлежала к Коволевской волости Зеньковского уезда, а остальные к Барановской волости Миргородского уезда. Во времена нэпа вся Маначиновка была Диканского района Полтавской обл., а с 1935 года Шишакского района.
До революции большие землевладельцы у нас не существовало. Середняки, малоземельные и безземельные, мелкие ремесленники: бондари,швецы и т.п.Во времена нэпа все получили землю согласно численности семьи. Во времена нэпа вели хозяйство по разному: в некоторых всё получалось, в других – кое-как, а некоторым , особенно лентяям, ничего не получалось. Они сдавали землю в аренду и этим жили. А некоторым свей земли было мало, и они брали в аренду. Например, мой отец не любил земляные работы и сдавал земляю в аренду, а сам с бригадой занимался строительством домов, и, разумеется, у них это получалось куда лучше. Итак, вся земля так или иначе обрабатывалась. В это время почти все крестьяне говорили о нэпе как о лучшем периоде в ихней жизни.
У 1931 году были уголки: Чернеча, Волики, Кулаги, Стрельцы, Юнкеры, Маначиновка. На то время насчитывалось 136 дворов с населением 600 - 650 человек. Семьи были большие, многодетные. На то время в Маначиновке действовали 2 кирпичных завода. Кирпич выжигали соломой и был он высокого качества. Было несколько ветряных мельниц, много небольших приватных ставков и копанок, в которых плавали вьюны, карась, лины.
.
Наступила коллективизация, а фактически – геноцид против украинского народа, а больше за всё, крестьянства. Забирали так называемые «буксиры» - подонки общества из бывших лентяев - всё. Независимо от того , вступил ты в колхоз или нет, богатый или бедный. Более или менее зажиточных крестьян называли куркулями. Среди зимы их вывезли в овраг (без хлеба, одежды и т.п. Несчастные люди рыли землянки, стараясь таким образом сохранить себе и родным жизнь. Но напрасно. Безжалостные «буксиры» отбирали всё, что можно было скушать и там. Более бедных обирали дома. Металлическими штырями активисты проштрикували каждый метр, где могли быть продуктовые заготовки. Следствие – ужасный голод. Разъезжали по селу гробокопачи и сбрасывали трупы в погреба и кое-как из забрасывали. Например, там где жил Денищик, была семья 14 человек (дед, баба, отец, мать и 10 детей). Все умерли и были брошены в погреб. Тяжело себе представить такую ужасную картину.
В Зеньковском районе существовал колхоз »Прогресс» .Им руководил русский с бородой. В »Прогрессе» не было никаких »буксиров» , люди жили хотя и не богато, но нормально. Мы должны поблагодарить этому »Прогрессу» за то, что он уберег жизнь сотен, а может, и тысяч наших крестьян.
Некоторые крестьяне с Маначиновки, больше впередсмотрящие или более грамотные, оставили родные усадьбы. Например, Глянь Федор Федорович переехал в Ростовскую область. В 1980 г. Он приезжал на своюродину, но ничего, кроме оврагов, не узнал, всё поменялось. От бывших садов не осталось и следу. На их месте – поле. Моя тетка, отца сестра Ганна, выехала вместе с мужем Маначинским Иваном Андреевичом на строительство Днепрогеса. Некоторые выехали в Зеньковский район или дальше. Но таких было не больше 50. С остальных 600 едва сотня маначиновцев выжило.
На конец 1933 – начало 1934 года осталось заселенными 30 усадьбы. С 1934 года началось заселение пустующих домов.
Маначиновка тяжело пережила войну и оккупацию с
сентября 1941по сентябрь1943 годов. Война забрала почти 20 человек. Но эти
человеческие потери в 25 раз меньшие за потери во время голодомора.
На средину сентября 1943года Маначиновка и все общественные постройки (амбары, конюшни и мельница) были сожжены. Почти все кони и волы были забраны. В Маначиновке уцелели три дома (Капленко Ивана, Луки Кулаги и Маначинского Николая). Населению было наказано оставить дома и ехать за Днепро. Но уехали только три семьи. Остальные попрятались по кустах, оврагах и даже в кукурузе…
Приближалась зима. И уцелевшие избы напоминали рукавичку с сказки. Некоторые вырыли землянки. У нас изба была глиняная, стены не сгорели. Поэтому набросали кое-какую крышу и перезимовали. А с кущей люди повылазили аж 21 сентября, когда пришли наши. Пешие, грязные, голодные, но родные.
Закончилась оккупация, но до окончания войны было ещё далеко. Тез мужчин, которые остались под оккупацией, немедленно мобилизовали бросили гатить Днепр, даже не переодев. Почти все поспешно мобилизованные мужчины погибли на фронте. А те кто был в кадровой, или мобилизованный на початку войны – остались живы. Илья Капленко вернулся майором, некоторые пережили полон, некоторые получили инвалидность, но выжили.
В 2007 году в селе Маначиновка остались только 12
усадьб. С роду Маначинских, от чего пошло название села, только осталось 3 усадьбы.