Сегодня среди политиков
Украины распространено мнение, что внешняя угроза отсутствует. Это ошибочная
и опасная точка зрения.
Очередной, девятый, министр обороны Юрий Ехануров
видит решение армейских проблем иначе, да так оно и должно быть, ибо он
профессионал-строитель и в армии никогда не служил. Да и надеяться на Совет
национальной безопасности, который вникнет глубоко в проблемы ВС, вряд ли стоит. Ведь СНБО возглавила Раиса Богатырева, по специальности гинеколог.
Вооруженные Силы Украины пока еще живут, но чем дальше уходим от дня их
образования, тем больше проблем. И основная из них -
финансовое обеспечение. И что будет, например, после 2010
г., когда "наследие" окончательно "износится",
"распилится" и уйдут "современные полководцы" на пенсию
или своевременно пересядут в кресло депутата? Трудно представить. Во
время второй международной конференции "Новая Украина в новой
Европе" Юрий Ехануров заявил о том, что Украина
уже начала разрабатывать образцы вооружения, совместимые с аналогичными
в странах НАТО. Надо полагать, что уже в ближайшее время страны НАТО
выстроятся в очередь на закупку этого вооружения. Попробуем разобраться, как
новая Верховная Рада заботится о Вооруженных Силах. Что несет новый
финансовый год для Вооруженных Сил Украины? Ибо финансирование дает или
полнокровную жизнь или стагнацию, которая может в очередной раз привести к
кардинальному сокращению ВС Украины, и не более.
Численность ВС ныне составляет порядка 200 тыс.
человек, их планируется сократить на 9 тыс. человек. А вот госслужащие растут
как грибы, их количество достигло 265 тыс. человек. Вероятно, чиновники будут
оборонять государство.
Всем понятно, что вопросы военного строительства, подготовки и ведения войн
всегда и во всех государствах тесно связаны с экономикой. Именно она
определяет реальные возможности перестройки военной организации страны и ее
вооруженных сил.
Новый финансовый год. В последних числах декабря президентом Украины В.
Ющенко подписан закон "О государственном бюджете на 2008 год".
Бюджетом предусмотрены на 2008 год доходы в сумме 215 359 392,3 тыс. гривен,
в том числе доходы общего фонда государственного бюджета Украины - в сумме
168 965 709,3 тыс. гривен и доходы специального фонда государственного
бюджета Украины - в сумме 46 393 683 тыс. гривен. Расходы государственного
бюджета Украины на 2008 год - в сумме 232 372 003,8 тыс. гривен, в том числе
расходы общего фонда государственного бюджета Украины - в сумме 186 738 567,2
тыс. гривен и расходы специального фонда государственного бюджета Украины - в
сумме 45 633 436,6 тыс. гривен.
Бюджет МО Украины составляет 9,903 513 млрд. гривен, сюда же входит так
называемый специальный фонд (составляющая самофинансирования) МО Украины на
2008 год - около 1,0 млрд. гривен. Одним словом, МО Украины должно само
положить в бюджетную копилку почти миллиард гривен. Причем на содержание
личного состава идет львиная часть бюджета - 5, 8
млрд. гривен.
Быть впереди планеты всей было заложено МО Украины еще в 1997 г., когда
Министерство обороны по собственной инициативе разработало и ввело в жизнь
Концепцию экономической и хозяйственной деятельности ВС
Украины, цель которой - частичная компенсация недостатка бюджетных
ассигнований собственными ресурсами. Возник так называемый специальный фонд,
то есть Вооруженные Силы как бы перешли на самофинансирование, они сами
должны заработать указанные суммы. Но сколько лет существует этот фонд, он ни разу не был наполнен. Вот уж поистине пути Господни
неисповедимы!
Следует отметить, что в сопредельных с Украиной государствах, особенно в тех,
что вступили в НАТО, уже давно идет увеличение оборонных бюджетов, что не
замедлило сказаться не только на оснащении армии, но и на денежном содержании
личного состава.
Рассмотрим некоторые статьи госбюджета, которые существенно влияют на
жизнедеятельность армии:
- реформирование и развитие ВС Украины - 707, 109
млн. гривен;
- подготовка граждан на должности лиц офицерского состава, повышение
квалификации, переподготовка офицерских кадров и государственных служащих,
начальная военная подготовка молодежи - 566, 825 млн. гривен (40,67 млн.
гривен за счет самофинансирования);
- прикладные исследования - 394, 326 млн. гривен (1,959
млн. гривен за счет самофинансирования);
- восстановление боеспособности, содержание и ремонт ВВТ - 153,017 млн.
гривен (за счет самофинансирования - 5, 0 млн.);
- строительство жилья - 509,335 млн. гривен (непосредственно из бюджета -
359, 335 млн. гривен).
Обратите внимание: на медицинское лечение и обслуживание личного состава ВС Украины бюджетом предусмотрено 661,326,2 млн. гривен,
причем за счет самофинансирования - 180,23 млн. гривен.
Не понятно, почему бюджетом не предусмотрены затраты на
материально-техническое обеспечение боевой, оперативной и физической
подготовки войск. Ранее существовавшая статья вообще не включена в бюджет на
2008 год. Что, в новых условиях МТО будет осуществляться само по себе?
Сравните: на социальную и профессиональную адаптацию военнослужащих, увольняющихся
в запас, - аж 1,603 млн. гривен! А на создание
памятников Мазепе и шведскому королю Карлу XII - 8 млн. гривен. Где уж тут
адаптироваться! А на мобработу - всего лишь 22,796
млн. гривен.
ВВТ. По сути, Вооруженные Силы Украины используют военную технику СССР,
принятую на вооружение еще в 70-80-х годах. Украина получила в наследство
треть оборонных предприятий бывшего СССР. Распад Союза разрушил
кооперационные связи, а создание собственной оборонной промышленности,
которая могла бы в нужных объемах и в нужные сроки обеспечить собственную
армию вооружением и военной техникой, стоит дорого. Выход виделся таким -
форсировать работы в тех направлениях, где ожидаются успехи мирового уровня.
Сконцентрировать усилия на создании замкнутых циклов производства вооружения,
что в условиях ограниченного финансирования практически оказалось
невозможным. А главное - проведение структурной перестройки и конверсии
избыточных предприятий и организаций в соответствии с требованиями времени не
дали желаемых результатов.
Хотя некоторые специалисты утверждают, что Украине после распада СССР
достались такие горы оружия, что можно вообще исключить из бюджета статью
расходов на закупку вооружения и военной техники лет этак на 20-30. Это
утверждение хотя и резонно, но лишь отчасти. Дело в том, что горы оружия и
боеспособные вооруженные силы далеко не всегда образуют безупречный
синонимический ряд.
Ныне выделенные для закупки вооружения и военной техники средства составляют
436,747 млн. гривен (за счет самофинансирования - 5,0 млн.). Да и что на них
можно купить при современных ценах на ВВТ, ведь даже транспортный Ан-70 стоит
порядка 250 млн. гривен, то есть не сильно перевооружишься. Даже если
ежегодно обновлять не менее 5% ВВТ, то потребуется не менее 20 лет и огромные
финансовые затраты. Но ведь необходим и текущий ремонт, и поддержание ВВТ в
боеготовом состоянии. И на все нужны деньги.
Пока, кроме разговоров об имеющихся разработках, модернизации и обещаний,
мало что делается по техническому переоснащению сил ВС
Украины, прежде всего из-за отсутствия должного финансирования. А это ведет к
неумолимой деградации качественных параметров Вооруженных Сил Украины при
ежегодном падении боевого потенциала на 8-9%.
Реформирование ВС. Идет длительное время и не видно конца этому процессу. Но
как мне кажется, приближается и конец Вооруженным Силам, ибо идет тотальное
сокращение не только личного состава, но и военных училищ. Пришла очередь, и
уже закрыт Полтавский институт связи, хотя не понятно, зачем существует
Украинская военно-медицинская академия, находящаяся даже в одном дворе с
Национальной академией обороны, может, и медицинского факультета при ней
достаточно, так как и медиков в армии значительно меньше, чем связистов. Судя
по всему, руководство МО забывает о том, что военные училища в СССР
размещались и с учетом демографических особенностей региона.
Если об армейских реформах и проблемах говорится громко, то существенно глуше
ведется речь о реформах, касающихся спецвойск. И
это, видимо, тоже неслучайно. В свое время министр обороны объявил, что в
украинской армии появится управление спецопераций. При этом
он отметил, что "это новый орган управления, который будет
координировать и функционально объединит все наши части специального
назначения для того, чтобы этот наиболее боеготовый компонент развивался
системно, согласованно и был оснащен современными образцами вооружения и
техники для выполнения тех задач, которые должны быть выполнены в любую
минуту в повышенном режиме боеготовности". "Если раньше речь
в основном шла о стратегических формированиях, оперативных формированиях и
тактических формированиях, - дополнил глава оборонного ведомства, - то сейчас
мы можем говорить, что тактическое формирование на уровне группы 12-20
человек может выполнять стратегические задачи и может достичь цели - убедить
потенциального агрессора в том, что Украину лучше не трогать".
Если это так, то зачем нам вступать в НАТО? И зачем нам бригады и корпуса? К
сожалению, на этот вопрос никто ответить внятно не может. Понятно, что
сильного государства без надежной армии не бывает. В наши дни эта истина
нисколько не потеряла актуальности, скорее, наоборот.
Александр
МАНАЧИНСКИЙ
кандидат военных наук
Киев
|