ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР

№34 (200)   5 - 11 сентября 2007 года

 

 

НА ЧУЖИЕ ПЛЕЧИ

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ УКРАИНЫ НЕ ХОЧЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ВОЕННЫМИ ПЕНСИОНЕРАМИ

 

Министр обороны Украины Анатолий Гриценко усердно готовится к парламентским выборам (он четвертый в списке пропрезидентского блока "Наша Украина" - "Народная самооборона"). И понятно, много что обещает. Впрочем, многое он мог сделать и раньше, в частности имел возможность решить проблемы военных пенсионеров, которые в массовом порядке судятся с родным ведомством. А сейчас у офицеров запаса и в отставнике проблем прибавится, так как их "перекинули" на обеспечение из Минобороны в пенсионный фонд.

На Украине видна вопиющая социальная несправедливость государственного масштаба - огромная диспропорция между размерами пенсий военнослужащих, уволившихся со службы в 80-90-е годы, и теми, кто ушел в запас в начале века нынешнего. От этого суды и завалены исками к военкоматам, которые прежде отвечали за реализацию решений по пенсионному обеспечению офицеров. А неразбериха происходит потому, что в Вооруженных Силах Украины (ВСУ) действует запутанная система различных надбавок к окладам, которые реально не доходят до пенсионеров (точнее, они не предназначены для ранее уволенных). Об этом знали все министры обороны, но никто из них ничего не делал.

Более того, в 2000 г. была введена 100-процентная надбавка к должностным окладам военнослужащих, но размер военных пенсий не изменился. А Министерство обороны даже не пыталось как-то отреагировать на ситуацию, сложившуюся в пенсионном обеспечении уволенных в запас. И теперь выходит, что офицер запаса, вышедший на пенсию до 2000 г., получает примерно 25% того, что ему причитается.

Напомню, должностные оклады для генералов и для офицеров установлены постановлением Кабмина от 22 мая 2000 г. №829 (им предусмотрена тарифная сетка должностных окладов офицерского состава по основным типовым должностям), подписанным тогдашним премьер-министром Виктором Ющенко. И уже пять лет базовыми для расчета пенсии являются должностной оклад и оклад за воинское звание. Что касается первого, то командир взвода получает 135-145 гривен (грн.), командир роты, батареи - 145-160, командир батальона, дивизиона - 155-170, командир полка - 170-185. За воинское звание полковник, капитан 1-го ранга полагается 135 грн., подполковник, капитан 2-го ранга - 130, майор, капитан 3-го ранга - 125, капитан, капитан-лейтенант - 120, старший лейтенант - 115, лейтенант - 110. Все это не распространяется на пенсионеров, ушедших со службы до 2000 г. Впрочем, и для более "поздних" запасников-отставников это мизерные "исходящие" для расчетов по начислению пенсий. И сразу возникает вопрос: зачем командовать зенитным ракетным полком, имеющим 525 человек личного состава, 175 единиц техники и 120 ракет, за должностной оклад в 170 гривен? Мне могут возразить, что есть еще и надбавки (за секретность и прочие). Но это ведь не должностной оклад, от которого зависит конечный результат расчета пенсии.

Понятно, что Минобороны, вводя надбавки действующим офицерам, автоматически отлучило офицеров запаса и в отставке от возможности получать увеличенные пенсии. Тут нужно отметить настойчивость общественного комитета "За справедливость" (руководитель офицер запаса В.А. Тимофеев), который встретился в 2004 г. с премьер-министром Виктором Януковичем, побывал он и в парламенте, после чего дело сдвинулось с места. После принятия Верховной Радой закона "О внесении изменений в статью 43 Закона Украины "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц" от 15 июня 2004 года №769-IV и Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам социальной защиты военнослужащих" от 16 декабря 2004 года №2255-_V", социальное напряжение в среде военных пенсионеров начало спадать. Но в целом проблема так и не решена. Ведь первым предложением пункта 2 раздела II "Заключительные положения" закона от 15 июня 2004 г. установлено, что лица, которым раньше предназначена пенсия соответственно закону "О пенсионном обеспечении военнослужащих:", имеют право на перерасчет пенсий с учетом положений этого закона и выплату 50% пересчитанной пенсии с 1 января 2005 г., а с января 2006 г. - 100%.

Многие пенсионеры посчитали, что выплата 50
% пенсии в 2005 г. не отвечает законам Украины. И тогда началась битва за возврат недоплаченных пенсий. Я сам прошел два круга судебных инстанций, а многие - по два и более. Видимо, руководству Минобороны просто не хватает духа и сил дать команду пересчитать пенсии. И на этом все мытарства военных пенсионеров закончились бы! Ан нет! Только через суд. Для сравнения: гражданским чиновникам по мере изменения должностных окладов пересчитают и пенсию.

А потом военных пенсионеров передали на обслуживание в пенсионный фонд. Так что теперь офицерам запаса и в отставке предстоит пройти еще круг, чтобы добиться справедливости. Кстати, уже созданы даже юридические компании, например "Увролекс", которые осуществляют "комплексное отсуждение компенсации военным пенсионерам". Но ведь это не филантропы, здесь нужно за все платить. Мне, скажем, известно, что в Одессе одна из компаний забирала у военных пенсионеров до 70% отсуженных денег. Словом, украинские военные пенсионеры создали достаточное количество рабочих мест для юристов, которые использовали возможность поживиться за счет запасников-отставников.

Особенную нелюбовь руководства ВСУ испытали на себе ученые военных НИИ МО СССР и вузов СССР. Так, должность старшего научного сотрудника (подполковника, кандидата наук) оценена в 167 грн., заместителя начальника научного отдела - в 174 грн., начальника отдела - в 200 грн. Даже должность замначальника военного училища оценена в 174 грн.! В то же время постановление Кабмина №134 от 7 февраля 2001 г. определяет оклад в 220-350 грн. для главных (ведущих) старших научных сотрудников научных учреждений и организаций академий наук, а для отраслевых НИИ - в 190-325 грн.; в 185-300 грн. - для научных и младших научных сотрудников научных учреждений и организаций, а для отраслевых - 170-260 грн. Как видим, оклад старшего научного сотрудника военного НИИ в 167 грн. по нижней "вилке" на 53 грн. меньше, чем у гражданских. Что происходит? Не учтены изменения, которые регламентируются другими постановлениями. А ведь в соответствии с Положением МО СССР только на должностях старшего научного сотрудника и замначальника отдела при наличии ученой степени присваивалось звание полковник!

Анатолий Гриценко полагает, что МО несвойственна функция организационного обеспечения выплат пенсий. "Это полный абсурд", - сказал министр. И переложил проблемы, которые сам накопил, на пенсионный фонд.

 

Александр МАНАЧИНСКИЙ
полковник в отставке,
кандидат военных наук, старший научный сотрудник
Киев


 постоянный адрес статьи:   http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2007.200.articles.cis_01

 

Хостинг от uCoz
Каталог Ресурсов Интернет