ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР

№10 (226)   12 - 18 марта 2008 года

 

 

КОСОВСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ УКРАИНЫ

КИЕВ МОЖЕТ СТОЛКНУТЬСЯ С МАССОВЫМИ СЕПАРАТИСТСКИМИ ДВИЖЕНИЯМИ

 

Независимость Косово открывает ящик Пандоры и вскрывает едва затянувшиеся раны в территориальной конфигурации государств, возникших после распада СССР. Косово - актуальная тема как минимум в шести странах на постсоветском пространстве - в Азербайджане, Армении, Грузии, Молдавии, на Украине и в России.

Украина, где связи восточных русскоязычных районов и Крыма с одной стороны и западных районов - с другой оставляют желать лучшего, тянет время, прежде чем сформулировать свою позицию. Министр иностранных дел Владимир Огрызко заявил, что Косово не рецепт для замороженных конфликтов в бывшем СССР. Лидер коммунистов Петр Симоненко не исключил, что могут появиться новые "горячие точки" на самой Украине. Бывший глава правительства Виктор Янукович назвал Косово прецедентом по уничтожению Хельсинкских соглашений и сказал, что необходимо выработать новый порядок гарантий суверенитета государств.

И это понятно, ибо Украина - государство многонациональное, да и для ряда других государств отсечение Косово от Сербии вопреки нормам международного права и в обход ООН представляет угрозу территориальной целостности. Реально создан исторический прецедент, по которому любая часть любого государства может самостоятельно решить: быть ей в нем или отдельно. Этот колокол напоминает Украине о том, что, возможно, даже в ближайшее время Украина может столкнуться с радикальными сепаратистскими движениями, и в первую очередь в Крыму, Закарпатье, на Буковине и Галичине, где существуют реальные признаки нестабильности, таящие серьезную опасность.

То, что сегодня кажется невозможным, завтра становится неизбежным, и это еще один косовский урок. А для этого необходимы лишь две вещи: неэффективность собственного государства и поддержка сепаратизма со стороны мощной заинтересованной внешней силы (например, Турция давно опекает крымских татар). Одно из этих условий - слабое государство - у нас уже есть, другое же условие всегда вытекает из первого.

"Косовизация" Крыма началась в 90-х годах прошлого века. Уже сейчас раздаются голоса о создании территориально-национальной автономии крымских татар.

Не исключено, что косовский прецедент приведет к дальнейшему росту сепаратистских настроений среди крымских татар и станет вызовом украинской государственности. Но ведь если следовать логике косоваров, руководствуясь принципом "где живем, там и наше государство", то в современном мире скоро будет несколько десятков, к примеру, китайских, армянских, еврейских и других государств.

Попытки замалчивать крымские проблемы или избегать их исследование могут в конце концов привести к трагическим последствиям. Ведь будущее Украины как независимого государства, самостоятельного субъекта международного права во многом связано с судьбою Крыма.

Единства мнений по вопросу независимости Косово не существует. На сегодняшний день "косовский вопрос" - один из главных пунктов повестки дня мировой политики. Не менее важен и без преувеличения принципиален и вопрос об уникальности или, наоборот, универсальности "случая Косово", о возможности рассмотрения его как прецедента для урегулирования ситуации в других конфликтных зонах. Хотя руководство нашей страны утверждает, что Косово не имеет прецедента, забывая, что почти каждая страна имеет свое Косово, а Украина даже "несколько".

В отличие от властей украинцы, которым небезразлично будущее страны, позволить себе такого не могут. Судьба Сербии, Косово и Метохии волнует украинское общество. Для этого существует достаточно причин.

Во-первых, Косово появилось в результате насильственного развала Югославии, это образование, суверенное на бумаге, но на практике представляющее собой не что иное, как американо-еэсовский протекторат. Новое государство возникло вопреки нормам международного права. Международное сообщество одурачило сербов, которых годами заверяли в территориальной целостности их страны.

Во-вторых, независимость Косово является прямым следствием агрессии НАТО против Югославии в 1999 г., когда под эгидой ООН и НАТО создавались незаконные государственные структуры Косово, что глубоко противоречит положениям Резолюции СБ ООН 1244 и Хартии ООН и Заключительного акта Хельсинского соглашения 1975 года; независимость провозглашена без специального одобрения со стороны ООН.

Далее. Поскольку от провозглашения независимости Косово до признания в ООН срок очень большой, еще рано говорить о том, что на Балканах возникло новое независимое европейское государство.

Остается открытым вопрос, в какой степени и каким образом независимость Косово задевает национальные интересы Украины и какие дополнительные вызовы этим интересам она может сформировать.

Трудно предсказать, как будет вести себя многочисленная диаспора украинцев Сербии, БиГ, Хорватии, Румынии и Словакии относительно независимости Косово и как она отразится на их судьбе.

Не может не волновать общественность то, как независимость Косово и ее международное признание/непризнание могут повлиять на отношения Украины с Сербией, некоторыми из стран-соседей (Румынией, Словакией), а также с такими признанными мировыми лидерами, как Китай и Россия.

Задумываются украинцы и о том, как оградить украинский контингент от возможного втягивания в конфликт. Видимо, необходимо четко сформулировать государственную позицию относительно независимости Косово и в связи с этим сформулировать задачи миротворческого контингента Украины в Косово.

Резонный вопрос: почему молчит ГУАМ, главной задекларированной целью которого является обеспечение региональной безопасности? Ведь в составе этой организации практически все государства - проблемные. Тогда где же консолидированная позиция?

После провозглашения независимости Косово изменились целевые установки миротворческой миссии КФОР, и совершенно естественно возникает вопрос о целесообразности пребывания украинских миротворцев в крае. Ведь теперь, по сути, целью сил КФОР, действующих под эгидой НАТО, является поддержка расчленения Сербии путем создания косовского албанского государства.

Сегодня украинские миротворцы, входящие в состав украинско-польского миротворческого батальона "УкрПолБат" многонациональной тактической группы Еast сил КФОР в Косово продолжают выполнение заданий по поддержанию мира на территории муниципалитета Штрпце.

Так вот, даже украинские миротворцы действуют в интересах сербских анклавов, по сути, выполняют роль проводника американской политики на Балканах. Сегодня, как заявил президент Косово Фатмир Сейдиу, он полагается на обещание НАТО обеспечить безопасность и стабильность самопровозглашенного государства. Он также предупредил правительство Сербии, что любая попытка разделить Косово по этническому принципу приведет к самым "печальным последствиям" в регионе.

Тогда логически должно последовать решение о выводе украинского контингента с территории квазигосударства Косово, ибо нам там делать нечего: обеспечивать поддержку незаконно провозглашенного государства - это не функция миротворцев.

Официальный Киев непонятно почему на протяжении длительного времени так и не сформировал собственной позиции относительно Сербии и положения ее края Косово.

Судя по всему, и сегодня, даже после провозглашения независимости Косово, руководство страны все время сверяет свою позицию с планами Вашингтона или Брюсселя. В последнее время отчетливо видно, что позиция руководства Украины зачастую подозрительно точно повторяет позицию США!!!

Велика вероятность того, что МИД Украины по "просьбе" из Вашингтона или Брюсселя уже готово признать косовскую независимость и уже взяло на себя обязательство это сделать, хотя принятие решения по проблеме такого уровня и важности, скорее всего, относится к компетенции Верховной Рады. Допустить такого развития событий ни в коем случае нельзя. МИД и украинская власть в целом должны воздержаться от форсированного признания независимого статуса Косово и Метохии - до выяснения всех необходимых для принятия адекватного решения обстоятельств и получения результатов широкой общественной дискуссии по данной проблеме.

Для Украины нет никакого резона в быстром признании Косово. Его независимость - это радость для косовских албанцев, печаль для сербов и проблема для всего мира, об этом должны помнить украинские политики, прежде чем принимать решение.

Напомню, что за восемь лет администрация ООН не сумела создать условий для функционирования в Косово эффективной экономики, реальной борьбы с бедностью и безработицей, торговлей наркотиками, коррупцией. Ей не удалось защитить сербское меньшинство от насилия со стороны соседей. Поэтому откуда уверенность в том, что декларация независимости будет означать экономический бум? Почему Ахтисаари верит в то, что правительство Косово справится с преступностью и бедностью, если с ними не справилась ООН? Ответа на этот вопрос мы не получаем.

Решение для Косово не может быть прецедентом для других регионов, в которых тлеют неурегулированные конфликты. Так утверждает США и ЕС. Список стран, не готовых признать косовскую независимость, формируется никак не по признаку блоковой принадлежности, лояльности/ нелояльности к США и ЕС и т.д.

Если "зреть в корень", то принцип значительно более простой. Вашингтон и Брюссель могут сколько угодно говорить, что казус не имеет прецедентного значения, т.е. что другим бояться нечего, но своя рубашка ближе к телу. Ибо при наличии спорных территорий или тех, которые теперь на основе косовского прецедента хоть завтра могут быть оспорены, государство с минимальным инстинктом самосохранения предпочтет упереться. Украина, руководствуясь чувством самосохранения, не имеет права идти на поводу США и ЕС, ибо это слишком рискованно для многонационального государства.

Удивительно другое: Госдеп США уже обвинил власти Сербии в бездействии при нападении экстремистов на американское посольство, но ведь США и их сателлиты "украли" Косово и Метохию, а иначе нельзя сказать, у суверенной Сербии.

 

Александр МАНАЧИНСКИЙ
кандидат военных наук, старший научный сотрудник
Киев


 постоянный адрес статьи:   http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2008.226.articles.cis_02

 

Хостинг от uCoz
Каталог Ресурсов Интернет