ИСТОРИЧЕСКИЙ
ЭКСКУРС
Румыния в декабре 1917 года оккупировала Бессарабию, а в ноябре 1918 года
"прихватила" Буковину. В книге Анри Барбюса "Сталин" есть
такой пассаж: "Германская армия оторвала от России Прибалтийские страны
и Финляндию. Союзники отторгли от нее Польшу и, дополнив ее кусками Австрии и
Германии, создали независимое государство. Они украли у советского
государства Бессарабию, чтобы, пренебрегая желаниями бессарабцев, заплатить
ею Румынии".
Обратим внимание на лексику Барбюса: одно дело "оторвала",
"отторгли" - это из политического лексикона, и вдруг
"украли". Слово здесь не случайно: в литературе двадцатых годов
подобная интерпретация по поводу Бессарабии встречается. Дело в том, что в
декабре 1917 года Румыния "прихватизировала" Бессарабию.
5 марта 1918 года в Яссах (и в Одессе 9 марта 1918 года) при участии держав
Антанты представители Бухареста и Москвы подписали "Соглашение между
РСФСР и Румынией об очищении Румынией Бессарабии". По соглашению Румыния
обязывалась очистить Бессарабию в течение двух месяцев. Немедленно она очищает
стратегический пункт Жебряны - местность близ устья Дуная, которую сразу
занимают русские войска. Однако после двух месяцев в Бессарабии остается
румынский отряд из 10 000 человек для охраны румынских складов и
железнодорожных линий. Этот факт подтверждается в книге "Бессарабский
вопрос и образование Приднестровской Молдавской республики". Сборник
официальных документов (Тирасполь, РИО ПГКУ. 1993).
Румыния взятое обязательство не выполнила. Более того, Бухарест неоднократно
обращался к державам Антанты, чтобы те приняли решение включить Бессарабию в
состав Румынии, однако международного правового документа на владение
Бессарабией она так и не получила. Следовательно, договор от 5 марта 1918
года как бы оставался в силе. А Румыния его игнорировала. Вот почему у Барбюса
просторечное "украли".
Советский Союз 26 июня 1940 года направил "Ультимативную ноту Румынскому
правительству", где было подчеркнуто: "Правительство СССР считает
вопрос о возвращении Бессарабии органически связанным с вопросом передачи
Советскому Союзу той части Буковины, население которой в своем громадном
большинстве связано с советской Украиной как
общностью исторической судьбы, так и общностью языка и национального
состава". Такой акт был бы тем более справедливым, что передача северной
части Буковины Советскому Союзу могла бы выглядеть, - правда, лишь в
незначительной степени - средством возмещения того громадного ущерба, который
был нанесен Советскому Союзу и населению Бессарабии 22-летним господством
Румынии в Бессарабии.
Правительство СССР предлагало Королевскому правительству Румынии: возвратить
Бессарабию Советскому Союзу, передать Советскому Союзу северную часть
Буковины в границах, согласно "приложенной карте".
28 июня 1940 года Красная Армия вошла в пределы Румынии, и Бессарабия вновь
оказалась в составе СССР. То есть, Советский Союз заставил Румынию выполнить
взятые на себя обязательства 5 марта 1918 года и не более того.
Нужно отметить, что во времена Советского Союза вопрос о Бессарабии и
Буковине Бухарест не поднимал. Интересно, что во все времена румыны оставляли
для себя во взаимоотношениях с другими государствами "лазейки",
которые в зависимости от обстоятельств использовали в своих интересах.
Деталь: не выиграв ни одной войны, румыны всегда выходили из них с вновь приобретенными
территориями.
РЕАЛИИ БОЛЬШОГО
ДОГОВОРА С РУМЫНИЕЙ
14 октября 1991 года появилась декларация членов "Конвенции по
установлению демократии в Румынии", где утверждалось, что "Северная
Буковина и район Герца являются румынскими землями". Далее следовало заявление
румынского парламента, в котором и Северная
Буковина, и некоторые районы Одесской области провозглашались
"румынскими территориями". Это заявление сопровождалось призывами к
парламентам и правительствам других государств при
признании независимости Украины не распространять его на эти спорные
территории. В апреле 1993 года Румыния направила МИД Украины ноту, в которой,
ссылаясь на факт распада СССР, провозгласила Договор о режиме
советско-румынской государственной границы от 27 февраля 1967 года неправомерным.
В 1994 году румынская сторона в одностороннем порядке подтвердила свое
решение о его денонсации.
Мнение официального Киева было прямо противоположным. Линия государственной
границы между Украиной и Румынией установлена договорами между СССР и
Румынией в 1949 году. Эти соглашения в свое время ратифицировали парламенты
обеих стран. Украина как государство-правопреемник СССР наследует
обозначенную на тот момент государственную границу, что отвечает 11-й статье
Венской конвенции о правопреемственности государства.
Министры иностранных дел Украины и Румынии Геннадий Удовенко и Адриан Северин
3 мая 1997 года в Киеве парафировали украино-румынский Договор о дружбе,
добрососедстве и сотрудничестве. 2 июня 1997 на бывшей вилле Чаушеску
"Лататья" на черноморском курорте вблизи города Констанца под
договором поставили подписи президенты Емиль Константинеску и Леонид Кучма.
Нелегкие переговоры относительно текста документа длились два года,
понадобилось 11 раундов консультаций экспертов. В результате Киев добился
подтверждения нерушимости границ, а Бухарест, в частности, возможности
протекции для румынских меньшинств на Украине через создание приграничных
"еврорегионов".
Договор, однако, не решил главного румынско-украинского спора - о разделе
континентального шельфа и об исключительных экономических правах двух стран
на Черном море. Причем Румыния оставила в Договоре "лазейку" для
"разборок" с Украиной. Так, в статье 2 в пункте 1 "стороны
подтверждают нерушимую существующую границу", в то же время в пункте 2
"договаривающиеся стороны заключат отдельный договор о режиме границы
между двумя государствами и решат вопрос о делимитации их континентального
шельфа и исключительных экономических зонах в Черном море". Более того, подчеркнуто: "если переговоры не завершатся
подписанием Договора в разумный срок, но не более чем два года со дня их
начала, правительства Украины и Румынии договорились, что дело о делимитации
континентального шельфа будет решено Международным судом ООН по просьбе
какой-либо из Договаривающихся сторон, при условии приобретения законности
Договора о режиме государственной границы между Украиной и Румынией".
В Договоре содержится осуждение сторонами "актов тоталитарных и
военно-диктаторских режимов", оказавших влияние на отношения сторон.
По словам тогдашнего министра иностранных дел Румынии А. Северина
"вопрос делимитации континентального шельфа в районе острова Змеиный
будет решаться сторонами в процессе переговоров, которые намечено завершить в
течение двух лет". Во время переговоров он подчеркнул, что "стороны
намерены воздерживаться от односторонней хозяйственной деятельности на шельфе".
По оценкам специалистов, на шельфе в районе острова находятся значительные
месторождения нефти и газа.
Можно констатировать, что подписанный Договор был своего рода "троянским
конем" Румынии. Уже сегодня, спустя одиннадцать лет, он создает немало хлопот
украинской дипломатии.
Напомню, что в то время Румыния жаждала попасть в НАТО, и Украина ей помогала
в этом - включила "зеленый свет". Не вызывает сомнения, что Румыния
форсировала свои дела, чтобы к июльскому саммиту 1997 года отрапортовать, что
у нее с соседями все проблемы решены и, "убаюкав" натовцев,
оставаться при своем мнении и со своей позицией. Надо сказать, что ей это
было присуще и в период пребывания в организации Варшавского договора. Однако
прошедший 8-9 июля саммит определил Румынии лишь вторую очередь.
Хотелось напомнить слова А. Преды (заместителя начальника договорно-правового
управления МИД Румынии), выступившего 21 марта 1997 года на юридическом
факультете Бухарестского университета и подчеркнувшего, что "подписание
базового Договора с Украиной должно преследовать, в первую очередь, цель не
подтверждать политико-юридические последствия пакта Риббентропа-Молотова.
Чтобы было "окошко", которое нам оставила открытым в 1940 году
тогдашняя дипломатия". (Румынские дипломаты довоенного времени изыскали
формулу ответа на советский ультиматум - "Румыния видит себя вынужденной
эвакуироваться" вместо того, чтобы признать акт оставления территорий.)
Далее еще интереснее: "Второй момент - это 1993 год, когда мы заявили о
незаконности Договора о режиме границы, подписанного в 1961 году,
воспользовавшись распадом Советского Союза. Таким образом, мы отрезали
Украине какие-либо возможности провозгласить себя правопреемницей Договора,
заключенного предшественником". Договор "является торгом, который
имеет политико-юридическую конъюнктуру, сохраняющую и в дальнейшем
возможность открыть досье проблемы в момент, когда политическая конъюнктура
становится благоприятной. Это досье нужно держать со святостью в национальном
богатстве Румынии".
Практически Договор имеет такое содержание, которое позволяет Румынии иметь в
перспективе шанс на претензии к Украине. На практике реализуется доктрина
Таке Ионеску (министр иностранных дел в 20-е годы), определенная как
"национальный инстинкт", содержание которой заключается в том, что
"верным является лишь то, что ничто не является окончательным".
РЕВЕРАНСЫ АДРИАНА
СЕВЕРИНА
Напомним, в Международном суде ООН в Гааге состоялось заключительное
заседание по иску, поданному Румынией против Украины по поводу размежевания
морской границы между двумя государствами в Черном море. Дело рассматривает
коллегия из 15 судей, а также два независимых представителя от каждой из
сторон. Они должны принять окончательное решение, которое будет обнародовано
не ранее 2009 года.
В высшей степени любопытно в этой связи выступление в украинском
еженедельнике "Зеркало недели" №35 (714) 20-26 сентября 2008,
бывшего министра иностранных дел Румынии Адриана Северина, главы комитета по
сотрудничеству ЕС-Украина в Европарламенте. Северин, в частности, заявил:
"Румыния недавно вступила и в НАТО, и в Европейский Союз, и это дает ей
возможность оказывать всемерную поддержку Украине на долгом пути реформ,
которые призваны приблизить ее к стандартам этих двух сообществ. При этом не
следует забывать, что у Украины имеются разногласия по поводу своих
черноморских границ не только с Румынией, но и с Россией".
"От дружбы и поддержки Румынии Украина выиграет гораздо больше, чем от
нескольких лишних квадратных километров континентального шельфа". Надо
же такое сказать депутату Европарламента!
Может, румынам еще дать в придачу кусок Одесской и
Черновицкую область? Понятно, что румыны достаточно оперативны и решают свои
задачи за счет Украины. Между тем украинский МИД отмалчивается, а его
руководитель занят иными делами. Вероятно, для него вступление в НАТО важнее,
чем континентальный шельф.
Непонятно, почему такое ретивое "Студенческое братство" не
пикетирует посольство Румынии в Киеве, ведь умеют они пикетировать арендуемые
Россией маяки. Или им приплачивают только за пикетирование российских
объектов?
И почему МИД во главе с паном Огрызко не ополчился на Бухарест, или у него в
планах только противостояние с Россией? Почему-то Владимир Огрызко не
напоминает румынам, что их оккупация Украины в годы Великой Отечественной
войны принесли разруху и смерть многим жителям Украины.
Только в Одессе за годы оккупации румыны уничтожили 60 тысяч евреев. Всего же
румынские власти на подконтрольных им территориях современных Молдавии,
Приднестровья и Украины уничтожили до 380 000 евреев.
Все же стоит напомнить, что в 1940 году во время правления
маршала Иона Антонеску, который поддерживал нацистский режим, Румыния стала
союзником Германии и вступила в войну с СССР 22 июня, начав наступление на
Одесском и Черновицком направлениях.
Напомню также, что в июле 1941-го Антонеску заявлял о намерении изгнать из
Бессарабии и Буковины не только евреев, но и "украинский элемент".
Проводилась политика тотального этнического очищения Румынии от
инонационального населения, в первую очередь Бессарабии и Буковины, а затем
Транснистрии в целях румынизации и колонизации этих территорий. Евреи, как
наиболее незащищенное население в оккупированной Европе, первыми попали в эту
мясорубку. И если бы не победа Красной Армии в той кровавой бойне, то:
19 августа 1941 года Антонеску подписал декрет о создании действенной
администрации на территории между Днестром и Бугом. Вся территория Молдавии и
часть Украины от Могилев-Подольского до Очакова
сводилась в три губернаторства: Бессарабию, Буковину и Транснистрию. Первые
два входили непосредственно в состав Великой Румынии.
В современной Румынии маршал Антонеску превращен в национального героя. Более
того, румынский суд 5 декабря 2006 года фактически его реабилитировал, сняв
ответственность за союз с нацистской Германией.
Украинскому МИДу давно пора было напомнить румынам об этом, но ему больше
нравится конфронтировать с Россией. Или он выполняет установку Вашингтона?
Сегодня можно констатировать, что "великий компромисс" не
состоялся: Договор соответствовал чаяниям Бухареста, но никак не Киева. К
сожалению, президент Кучма, подписывая договор, вел себя неосмотрительно,
понадеявшись на МИД. Вот поэтому Румыния судится с Украиной, а наш
сегодняшний МИД на поверку оказался слаб в защите украинских интересов, но за
НАТО он борется вполне серьезно.
P.S. Теперешнее Южное оперативное командование (бывший
Одесский ВО) лишь напоминает о былом могуществе: здесь почти не осталось
войск, так что в случае конфликта румыны спокойно дойдут до Одессы.
Александр
МАНАЧИНСКИЙ
Киев
|